Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 09:38

Станция юных натуралистов. Нижний Тагил

Меню сайта
Статистика

Общие сведения

 

ЭКОСТАНЦИЯ

Необходимость развития системы экологического образования и просвещения, подготовки и повышения квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития страны неоднократно отмечается в выступлениях Президента Российской Федерации, ученых и бизнес-сообщества.

В соответствии с целевыми ориентирами федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (далее – Федеральный проект «Успех каждого ребенка») к 2024 году охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами должен достичь 80%.

Важно признать, что сегодня экологическая грамотность и культура общества рассматриваются как часть базовой грамотности человека XXI века. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что сегодня перед государством, с одной стороны, стоит задача формирования экологически ориентированного поколения граждан для гармонизации отношений человека с природой, с другой – ориентирование подрастающего поколения на получение фундаментального естественнонаучного образования для формирования «зеленого» кадрового резерва.

В соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» приоритетными задачами организации, реализующей дополнительные общеобразовательные программы, должны выступить:

  • обновление методов (технологий) и содержания образовательных программ дополнительного образования детей, повышение его вариативности, качества и доступности для разных категорий детей;
  • обеспечение подготовки и ранней профориентации будущих кадров для потребностей социально-экономического развития;
  • участие в развитии дополнительного образования детей организаций реального сектора экономики.

В условиях реализации мероприятий по совершенствованию системы дополнительного образования детей организации, Экостанции, реализующие дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности, должны выступить пилотными площадками для отработки образовательных моделей и технологий, а их направления деятельности быть адаптированы к современным вызовам и стремительно меняющейся действительности, ориентированы на современные образовательные потребности детей, общества и государства, достижение инновационных целей и, как результат, устойчивого экологического развития местности, региона и государства в целом.

13 сентября 2022 года на базе Муниципального автономного  учреждения дополнительного образования детей открылась первая в Свердловской области ЭкоСтанция.

Это новый образовательный формат разноуровневого экологического образования, доступного всем. Создается в рамках реализации проекта «Образования». В  рамках этого проекта и направления «Новые места» нами разработано 2 новых программы дополнительного образования «По Уралу с рюкзаком» и «ЮниорЭкоТревел» - для 90 детей.

ЭКОСТАНЦИЯ – современная организационно-методическая модель обновления дополнительного образования естественнонаучной направленности, реализуемая в организационной форме создания структурного подразделения МАУ ДО ГорСЮН г. Нижний Тагил, реализующей в соответствии с лицензией по подвиду «дополнительное образование детей и взрослых» дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности по 6 профильным направлениям, соответствующим приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечню критических технологий в Российской Федерации.

Деятельность Экостанции рассчитана на реализацию регионального рынка труда – сейчас многие профессиональные сообщества ощущают недостаточность кадров: лесничества, образовательные учреждения, УДО, институты, ООПТ и др. – Экостанция ставит перед собой задачу частичного решения этой проблемы.

В соответствии с этим условиями реализации эффективности Экостанции является взаимодействие всех групп: школьники (всех возрастов), взрослые – это специалисты и эксперты и студенты. Здесь   реализуется принцип непрерывности и системности экологического образования.

Общая миссия всех Экостанций – создание инновационного образовательного пространства для детей и молодежи России.

И позиционирование Экостанции идет как – место притяжения школьников, желающих получать углубленные знания в естественнонаучной среде.

Основные функции экостанции:

  • разработка, апробация и распространение современных вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ нового поколения по естественнонаучной направленности в тесной взаимосвязи с профессиональными образовательными и научными организациями, природоохранными учреждениями, ведущими производственными предприятиями и компаниями, негосударственным сектором, в том числе с использованием сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • реализация модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, находящимися в трудной жизненной ситуации, с одаренными детьми в рамках исследовательской деятельности и массовых мероприятий;
  • организация дополнительного профессионального образования в целях совершенствования профессиональных компетенций педагогических кадров сферы дополнительного образования детей естественнонаучной направленности по программам Экостанции;
  • внедрение проектного управления в деятельность Экостанции;
  • организация и проведение муниципальных и региональных мероприятий в сфере естественнонаучной направленности;
  • формирование и развитие института наставничества и волонтерства для сопровождения исследовательских и проектных инициатив обучающихся в естественнонаучной сфере.

 Образовательная деятельность Экостанции осуществляется по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной направленности, разработанными на основе модульного принципа, в соответствии с шестью направлениями деятельности.

Механизмы совершенствования программ и развития эффективной сети взаимодействия в области:

  1. Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ и методов обучения на основе программного подхода;
  2. Создание условий для построения обучающимися индивидуального учебного плана и возможности непрерывного образования;
  3. Конвергентный подход в разработке дополнительных образовательных программ;
  4. Модульный подход; Сетевое взаимодействие; Социальное партнерство;
  5. Использование в реализации дополнительных образовательных программ современных методов и форматов обучения;
  6. Ориентация дополнительных образовательных программ на образовательные потребности и интересы обучающихся, а также приоритетные направления социально-экономического развития региона.

Экостанция представляет собой современную модель структурного подразделения образовательной организации любого типа, реализующую в соответствии с лицензией по подвиду «дополнительное образование детей и взрослых» дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности по 6 профильным направлениям: «Агро», «Био», «Экомониторинг», «Лесное дело», «Проектирование», «Профи», соответствующим приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и перечню критических технологий Российской Федерации.

Экостанция Свердловской области в 2022-2023 году будет реализовывать два направления: «Био» и «Экомониторинг».

 

Адрес сайта Министерства просвещения Российской Федерации: https://edu.gov.ru/.

 Федеральным оператором мероприятий по созданию Экостанции  является Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха  и оздоровления детей https://novmesta.fedcdo.ru/

Информация о национальном проекте «Образование» размещена на сайте Министерства просвещения Российской Федерации по ссылке: https://edu.gov.ru/national-project/.

Адрес сайта Министерства образования молодёжной политики Свердловской области: https://minobraz.egov66.ru/